Осенние метаморфозы. Что происходит осенью с насекомыми и куда они исчезают?
Осень. Опадают листья, вокруг становится пусто и голо. Нет уже летнего обилия птиц, менее заметными стали звери. Исчезают куда-то и насекомые. Еще недавно они попадались на каждом шагу — летали в воздухе, ползали по ветвям деревьев и кустарников, прыгали в траве. А теперь их можно обнаружить с большим трудом: иногда покружит над поздним цветком одинокая бабочка, прожужжит ленивая муха...
Зависимые от всего и вся
Жизнь насекомых находится в непосредственной зависимости от многих факторов — температуры, влажности, пищи, света и т.д. Будучи экологически пластичными, насекомые легко приспосабливаются к любым условиям местообитания. В нашем умеренном климате с резкими колебаниями важнейших факторов среды в течение года в процессе эволюции у насекомых выработались приспособительные реакции на смену сезонов. Благодаря им эти существа могут жить и развиваться при разных погодных условиях. А это, в свою очередь, нашло отражение в сезонных циклах, специфичных для каждого вида.
Осень — не самая благоприятная пора для жизни насекомых, с одной стороны, из-за погодных условий, с другой, — из-за отсутствия корма. Неустойчивая погода с резкими перепадами температуры — от теплых дней до заморозков, а также заливные дожди отрицательно влияют на их активность. К тому же осенью у растений прекращается рост и развитие, и они становятся непригодными для питания. Поэтому у многих насекомых активная жизнь приходится на весну и первую половину лета, когда растения содержат большое количество питательных веществ.
Кому холода нипочем?
Но есть насекомые, которые и осенью ведут активный образ жизни. Сюда относятся виды, развитие которых приурочено именно к этой поре года, а также виды, имеющие два и более поколений в году. Это некоторые виды бабочек, пилильщиков, жуков, равнокрылых и другие насекомые. У одних видов осенью активны взрослые насекомые, которые расселяются, размножаются, откладывают яйца. К этим видам относятся тли (зеленая яблонная, малинная, сливово-тростниковая, крыжовниковая, яблочно-подорожниковая), медяница яблонная, щитовка (яблонная запятовидная, ивовая), бабочки (пяденица обдирало, зимняя и ночная смородинная), рыжий сосновый пилильщик, цветоед грушевый и т.д. У других видов в это время наблюдается питание личинок. Это ложнощитовка акациевая, бабочки (яблонная и сливовая плодожерки, пяденица крыжовниковая, вертунья почковая, моль яблонная горностаевая), пилильщики (обыкновенный сосновый, черносмородинный желтый, земляничный чернопятнистый, тополевый точечный), хрущ садовый, побеговая смородинная галлица и другие.
А кто на покой?
На самом деле насекомые не так уж беззащитны, как многие о них думают. Наступление зимы не застает их врасплох, поскольку подготовка к холодам начинается задолго до их прихода. Постепенный переход от активной жизни к состоянию зимнего покоя у многих насекомых наступает уже во второй половине лета и в начале осени.
Ответственная подготовка
Переход к другому, зимнему режиму жизни у насекомых — один из самых ответственных периодов. От того, насколько хорошо они подготовятся к зиме, будет зависеть их дальнейшая судьба — выдержат они зимние холода или погибнут. Зима — серьезное испытание, поэтому главная задача насекомых встретить ее во всеоружии.
Каким же образом насекомые узнают, что время их активной жизни уже на исходе? Об этом им сигнализируют климатические факторы: температура, влажность и особенно свет. Большое значение для насекомых имеет также биохимический состав кормовых растений.
Реакция насекомых на отмеченные факторы окружающей среды имеет важное приспособительное значение: она обеспечивает своевременную перестройку организма. При этом перестройка идет как качественная, так и количественная. Во время перехода к зимнему покою в тканях тела насекомого изменяется соотношение воды, в них накапливаются питательные вещества. Одновременно в организме замедляется обмен веществ и газообмен. Это заторможенное состояние организма представляет собой надежную защиту от вымерзания.
Где они только не зимуют!
Но на этом подготовка к зиме у насекомых не заканчивается. Им еще предстоит решить целый ряд жизненно важных вопросов — где, в каких местах и в каких укрытиях они будут зимовать.
При этом условия, благоприятные для зимовки, должны быть созданы именно для зимующей фазы, а зимовать у разных насекомых могут яйца, личинки, куколки и даже сами взрослые насекомые. Способы защиты от зимних холодов у этих маленьких существ настолько разнообразны и многочисленны, что их изобретательности порой просто удивляешься.
На поверхности почвы в подстилке, под опавшими листьями, комками земли и в верхних ее слоях прячутся крестоцветные клопы, яблонный цветоед, долгоносики (малинно-земляничный и др.), крестоцветные блошки, крыжовниковая пяденица, желтый крыжовниковый пилильщик, капустные мухи и многие другие. Некоторые виды уходят на большую глубину — до 15 см и глубже (яблонный пилильщик, малинный жук и др). Колорадский жук может находиться даже на глубине 20—30 см.
А кто-то улетает, точно птица...
С выбором лучших мест для зимовки связаны сезонные миграции насекомых (яблонный цветоед, божьи коровки и другие).
Не всех насекомых устраивают простые укрытия, поэтому они защищают себя от низких температур дополнительно различными способами. Средств и способов много. Это щитки (у щитовки), гнезда из сухих листьев, стянутых паутинкой (у боярышницы и другиих), плотные гнезда (златогузка), коконы (у бабочек, пилильщиков, наездников), пупарии (у мух) и т.д.
Отдельные виды насекомых зимуют в минах опавших листьев (гусеницы или куколки минирующей моли-пестрянки), внутри галлов на стеблях (личинки малинной стеблевой галлицы), внутри стеблей (личинки смородинной узкотелой златки, гусеницы малинной и смородинной стеклянниц, личинки обыкновенного хлебного пилильщика).
Куда пропадают насекомые осенью из садов и огородов?
Летом насекомые есть буквально повсюду. Одни виды радуют глаз или приносят пользу, а другие наоборот доставляют массу хлопот. Но с приходом осени все меняется. У насекомых не накапливается жир, как у сурков или медведей, поэтому природой выработаны особые методы переждать заморозки. Какие-то виды улетают в теплые края, какие-то – погибают, оставляя после себя потомство, а какие-то – пытаются выжить в неблагоприятных условиях. Рассмотрим распространенные варианты зимовки у насекомых.
Пчелы
Процесс подготовки к зимовке у диких пчел очень сложный. С наступлением первых холодов матка перестает откладывать яйца. Чем ближе к зиме, тем реже пчелы вылетают из улья. Рабочие особи с улицы приносят в улей холодный воздух, нарушая тем самым температурный режим, а молодняк, в отличие от взрослых, плохо переносит низкую температуру, холодный воздух губителен для них. Внутри улья насекомые образуют клубок или ком, в котором и пережидают холод. Хотя пчелы внутри клубка почти не двигаются, жизнь в нем не прекращается. Верхние особи клубка находятся поблизости от сот с медом, но пчелам внутри тоже надо питаться, поэтому проголодавшись, они перемещаются наверх, поближе к пище. Особи, которые замерзают, наоборот пробираются внутрь, где теплее, или залезают в соты, где и согреваются. Конечно без потерь бойцов в холода не обходится, но такой способ помогает большей части пчелиной семьи дожить до весны.
Пчела
О домашних пчелах заботятся пчеловоды. Но принцип зимовки диких и домашних пчел похожий. Многие любители пчел совершают ошибку, чрезмерно утепляя улей. Человек в этом случае проводит аналогию с домашними животными, которых на зиму переводят с открытых пастбищ в утепленные сараи. Но если в случае со скотом это необходимость, то для пчел такие меры лишние. Как мы знаем, зимой насекомые питаются медом, при этом они выделяют влагу. Создается повышенная влажность внутри улья, соты плесневеют, пчелы страдают от жары и сырости. К концу зимы многие семьи погибают. Часто в ульях с щелями или сдвинутой крышкой пчелам живется лучше, чем в хорошо подготовленных утепленных домиках.
Муравьи
Зимовка муравьев зависит от вида – некоторые виды впадают в спячку, а некоторые не прекращают работать всю зиму. О последних мы и расскажем подробнее.
Муравьи
Задолго до прихода холодов муравьиная матка прекращает делать кладку яиц. Рабочие особи запасаются едой на зиму – растения, ягоды, плоды, семена. Они хранят ее в специально вырытых отсеках. Одновременно с этим, другие особи делают более глубокие ходы в муравейнике.Входы и выходы из муравейника насекомые запечатывают камешками, опилками, хвоей, землей, чтобы внутрь не попадал холодный воздух. Вся муравьиная семья перемещается в глубину своего жилища. Благодаря тому, что земля на такой глубине не промерзает, температура входах сохраняется высокой, что позволяет муравьям переждать зиму.
Комары и мухи
Назойливые насекомые с наступлением осени ищут укромное теплое местечко. Чаще всего они перебираются поближе к жилищу человека, прячутся в щелях и стыках на полу и в стенах, в деревянных оконных рамах, в подвалах и сараях. Зимой впадают в состояние диапаузы, а весной они просыпаются и продолжают свою жизнедеятельность. Иногда, когда температура за окном повышается осенью, можно в доме увидеть сонных мух или вялых комаров.
Муха
Примечательно, что пережидать холода остаются лишь самки комаров, яйца и личинки, самцы погибают еще в конце лета.
Комар
Бабочки
Некоторые виды бабочек осенью улетают в более теплые края. Самый известный вид мигрирующих бабочек – монарх. Они способны преодолевать тысячи километров, им в этом помогают воздушные потоки. Такой вид бабочек обитает в Северной Америке, но и в России есть свои бабочки-путешественницы, например репейница. Первое поколение бабочек прилетает в среднюю полосу в конце мая – середине июня, второе поколение – в середине июля – начале октября. И это второе поколение вероятнее всего полетит обратно на юг зимовать.
Бабочка-крапивница
Некоторые бабочки, например крапивница, остаются пережидать холода в средней полосе. Чтобы выжить в заморозки, бабочки прячутся под корой деревьев, под опавшими листьями, в хворосте, где создаются приемлемые для жизни условия.
Но большинство бабочек из-за своей непродолжительной жизни не доживают до осени, зато оставляют после себя потомство в виде яиц и гусениц. Яйца сохраняются до весны, а по весне вылупляются гусенички. А гусеницы окукливаются, что позволяет им дожить в таком виде до весны.
Осы
Большинство ос и шершней к осени погибают. Остаются в живых только молодые самки, способные воспроизвести потомство. Зимуют они, как и многие насекомые, под корой и в трещинах деревьев, в куче опавшей листвы или пожухлой траве, используют для зимовки подгнившие пни или стволы упавших деревьев. В этот период процессы жизнедеятельности практически прекращаются, насекомые становятся нечувствительными к низким температурам. Организм ос вырабатывает вещество, аналогичное по свойствам антифризу. Оно не дает жидкостям в организме осы кристаллизоваться.
Оса
При сильных колебаниях температур на улице химический состав клеток в организме осы изменяется, из-за чего вещество «антифриз» перестает вырабатываться. При понижении температуры жидкости кристаллизуются, что приводит к гибели матки осы.
Прочие вредители
Кроме перечисленных выше разновидностей насекомых, существует большое количество насекомых вредителей, которые в большинстве случаев пережидают зиму на участках. Некоторые виды вредителей, например гусеницы, забираются под кору деревьев, под упавшую листву, в неубранную траву и погибшие кусты. Гусеницы, как правило, превращаются в куколку и в таком виде зимуют. Другие садово-огородные вредители, например тля или паутинный клещ, на зиму откладывают яйца, а с приходом весны вылупляются молодые и прожорливые насекомые. Прочие виды вредителей, например паутинный клещ, просто уходят поглубже в землю, где сохраняются благоприятные для их выживания условия, и пережидают зиму в диапаузе. В этот период все процессы в организме насекомого замедляются. Они не двигаются, не потребляют пищу, почти не дышат. Накопленных за лето веществ в кишечнике хватает для поддержания жизни в теле насекомого до весны. При повышении температуры воздуха до 12-14 градусов по Цельсию насекомые выбираются на поверхность и активно продолжают свою жизнедеятельность.
"Насекомые и птицы летом и осенью"
Тема: Насекомые и птицы летом и осенью.
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью насекомых и птиц летом, с изменениями происходящих в их жизни осенью; показать связь изменений в жизни насекомых и птиц с другими изменениями в природе;
- Развивать наблюдательность, речь.
- Прививать бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: таблицы “Насекомые”, “Перелётные птицы”, “Птицы России”, “Их нужно спасти”, маски насекомых и птиц, карточки, кроссворды, макет телевизора.
Ход урока
/На фоне музыки/
Мы с вами, ребята, уже познакомились с изменениями в неживой природе осенью. Сегодня мы познакомимся с изменениями жизни птиц и насекомых в это время года. Дома приготовьте информацию по такому плану:
- Жизнь птиц летом.
- Птицы – санитары леса.
- Берегите птиц.
- Полезные насекомые.
- Перелётные птицы.
- Жизнь осёдлых птиц.
- А сейчас нас приглашают на известную телепередачу “Там-там-новости!”
/Звучит заставка телепередачи/
Ведущий: Уважаемые телезрители и гости программы, наша передача выходит в прямом эфире.
Ведущая: Вы познакомитесь с изменениями жизни птиц и насекомых осенью.
Ведущий: Также мы услышим мнение самых наблюдательных.
Ведущая: Наш постоянный корреспондент расскажет вам самые свежие новости.
Ведущий: В рубрике “Это интересно” вы встретитесь с представителями пернатых и насекомых.
Ведущая: Зрители, сидящие в нашей студии, смогут принять участие в викторине и получить замечательные призы.
/Звуковой сигнал/
Ведущий: Итак, догадайтесь, о ком идёт речь:
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. (Паук)
Не зверь, не птица,
Нос – как спица,
Сам тонкий звонкий.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (Комар)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
Кто в лесу без топоров,
Строит избу без углов. (Муравьи)
- Наверняка вы догадались, что речь пойдёт о насекомых.
Ведущая: а сейчас опрос мнения самых наблюдательных, который проведёт наш постоянный корреспондент.
Корреспондент:
- Видели ли вы летом насекомых? Каких?
- Много ли насекомых было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени?
- В какую погоду насекомых бывает меньше?
- Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
- Известно, что у насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов, часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние анабиоза, другие – зимуют в стадии личинок или куколок, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.
Спасибо за внимание. Прощаюсь с вами до следующего включения.
Ведущая: Предлагаем вашему вниманию рубрику “Это интересно”.
Выходят ученики в масках насекомых.
1. – Мы, насекомые, различаем цвета, форму предмета, но лучше всего видим те предметы, которые движутся. У нас есть слух, мы чувствуем запахи, а также разбираемся что вкусно, а что нет.
- Некоторые из нас едят… самих себя. Они не чувствуют боли и начинают грызть свои лапы, потом нижнюю часть тела. И делают это не только потому, что голодные, а просто свое тело им кажется вкусной пищей.
2. /Ученица в маске бабочки/.
- А знаете ли вы, почему бабочку назвали бабочкой?
Наши далёкие предки, следя за полётом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, задумались: да не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей прародительницы? Выходит, что бабочка и бабушка – это одно и то же слово.
3. /Ученица в маске стрекозы/.
- Мы – стрекозы раньше были большие (гигантские). Размах крыльев был до 90 см, а в нынешние времена только до 12 см. Зато в скорости полёта мало кому уступим.
Среди нас есть стрекозы хищники, питаются комарами и другими насекомыми.
Личинки наши живут в воде. Раз в несколько лет стрекозы некоторых видов, как и перелётные птицы, отправляются в дальние путешествия. Они собираются в громадные тучи. Мы не одни такие, некоторые бабочки тоже совершают перелёты.
4. /Ученик в маске муравья/.
- Мы, муравьи, строим целые города. Можем строить их под землёй, в лесу и даже в жёлуде. У нас есть королева и рабы. Иногда ведём войны. Выгоняем мелких собратьев из гнёзд, забираем их яйца и запасы еды. Среди нас есть и такие, которые едят мясо людей и животных. Их называют “африканскими” муравьями. Есть муравьи жнецы, которые собирают семена трав. Муравьи – молочные фермы – доят растительных вшей. Ещё мы питаемся вредными насекомыми. Можем за день съесть их столько, сколько синица за два месяца.
Ведущий: Это была информация о насекомых и их жизни и об изменениях в их жизни. А сейчас пойдёт речь о других животных.
Трещала с самого утра:
“Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!”
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Корки собирает. (Воробей)
- Итак, речь пойдёт о птицах. И вновь с вами наш корреспондент.
Корреспондент: с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Кто знает, чем ещё питаются птицы?
Журавли на болотах и берегах рек и озёр отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды.
Утки находят в воде растительный корм – зелёные листья. Ино
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Насекомые и птицы летом и осенью.
Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью».
Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.
Задачи урока: усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.
Цели урока:
1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.
2.Сформировать представления об осенних летних изменениях в жизни насекомых и птиц.
3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.
4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.
5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.
Жизнь насекомых летом.
Выясним, кого мы относим к насекомым (тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера)
А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)
Кто летом наблюдал насекомых?
Много ли их летом?
Каких вы видели?
С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)
Основная забота летом - питаться и размножаться.
Чем питаются насекомые?
Все насекомые откладывают большое количество яиц?
Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
Назовите известных вам насекомых (бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки).
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а…
Понятие: «Насекомые» — самые мелкие животные, ползают, бегают, летают.
Чем питаются насекомые? Нектаром и пыльцой цветов растений. Хищные насекомые — муравьи, стрекозы, златоглазки — питаются другими насекомыми. Рассказ о них.
Летом Солнце стоит высоко, поэтому тепло, много цветов (нектара
и пыльцы), поэтому много насекомых.
Вывод: Летом тепло, много цветов, дающих пищу насекомым, самым маленьким животным. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, а есть хищные насекомые.
Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Жизнь птиц летом.
Вопросы. Назовите известных вам птиц. Каких птиц вы любите и за что?
Смысл птичьей песни: обозначение территории (граница на грани слышимости) , привлечение подруги (друга).
Пение птиц украшает нашу жизнь и природу.
Чем питаются птицы? (Растительноядные, насекомоядные - соловей:
всеядные — утка, гусь, воробей).
Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)
Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие
Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)
А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?
Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.
Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба - тетеревятники.
Зимующие:
1.Оседлые
2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)
Вывод : птицы питаются разной пищей, насекомоядные птицы приносят большую пользу, поедая насекомых. Хищные насекомые также полезны.
Изменения в жизни насекомых и птиц осенью.
Беседа: положение Солнца осенью (по сравнению с летом).
Как изменяется погода — похолодание.
Как изменилась жизнь цветов (стало меньше). Повлияло ли это на жизнь насекомых. Почему? Повлияют ли эти изменения на жизнь птиц осенью — как и почему?
Дополнительно о трудностях и загадках птичьих перелетов
Как летят птицы?
- цепочкой (вороны)
- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)
- клином (гуси, журавли)
- по – одиночке (удод)
Рассказ о браконьерах : Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему. Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок
Итог-вывод : осенью Солнце стоит ниже, поэтому наступает похолодание. Меньше плодов, ягод, цветов, насекомых — пищи для птиц, и многие птицы от бескормицы улетают в теплые страны к теплу и корму. Улетают и некоторые насекомые.С наступлением холодов исчезают цветы, исчезает пища (нектар, пыльца). Часть насекомых прячется в норы, в трещины коры. Некоторые откладывают яички, из которых под корой вырастают личинки. Весной из личинки образуется насекомое.
Часть птиц остается зимовать — это в основном всеядные птицы (почему?). Рассказ о них (дети и учитель).
Вывод :остающиеся зимовать насекомые прячутся в укрытия от холодов. Зимующие птицы питаются разной пищей и жмутся к жилью человека, где можно подкормиться.
Игра «4 лишний».
Ребята, а вот еще одно задание.
:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний воробей, потому что он не относится к насекомым.
Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя божья коровка, потому что она не кусается, а остальные насекомые кусаются.
Лишний муравей, потому что остальные насекомые относятся к жукам.
Закрепление материала по задачам урока.
Домашнее задание
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Экологическое мероприятие "Жизнь насекомых осенью"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Васильева Бужинский детский сад»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.» на тему
Жизнь насекомых осенью
Провели воспитатель
1 квалификационной категории
Сабирова Р.А.
г.Арск , 2016
Тема: «Жизнь насекомых осенью».
Задачи: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления об адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.
Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на участке детского сада в весенне-осенний период на прогулках, чтение художественных произведений Бианки, Паустовского, Зотова, игра с элементами драматизации «Стрекоза и мошки», рисование «Бабочка», лепка из пластилина с использованием природных материалов «Стрекоза», аппликация «Божья коровка», оригами «Бабочка», разучивание физкультминутки о насекомых.
Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых (стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, комар, бабочка, кузнечик), карточка «Как появляется бабочка?», сделанные ранее поделки и рисунки детей, аудиозапись звуков насекомых, маски бабочки, божьей коровки, лягушки, стрекозы, ежа, аудиозапись песни «Добрый жук» автор текста Шварц Е., композитор Спадавеккиа А., краски, кисточки, непроливайки, гипсовые фигурки насекомых.
Ход занятия:
- Организационный момент.
1.1 Кинестиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на лесную полянку. Готовы к путешествию?
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
1.2 Введение в тему.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором поделки и рисунки детей на тему «Насекомые».
-На этой полянке живут совсем маленькие жители. Кто же это? Кого вы здесь видите? (Дети перечисляют насекомых, изображенных на поделках.)
-Давайте и мы остановимся на этой полянке и присядем на пенечки.
2. Основная часть.
-Давайте поближе познакомимся с обитателями полянки.
2.1 Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
-Как появляются бабочки?
Рассказы детей по цепочке:
- Бабочка отложила яйцо на цветке.
- Потом появилась гусеница.
- Гусеница питалась листьями и росла.
- Потом гусеница превратилась в куколку.
- Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
-Чем питаются бабочки? (пыльцой цветов).
-Правильно, ребята. Бабочки не только питаются цветочной пыльцой, но и опыляют таким образом цветы.
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
-Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву, разносят семена растений)
-Где живут муравьи? (в муравейнике)
-Чем питаются муравьи? (питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
-Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т.к. поедает тлю.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
-Где живут пчелы? (в ульях)
-Какую пользу приносят пчелы?(собирают мед)
-Как они защищаются от своих обидчиков?(могут ужалить)
-Какие насекомые еще имеют острое жало? (осы)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
-Чем опасен комар? (может перенести инфекцию)
-Какие еще насекомые являются разносчиками инфекций? (мухи)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
-Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых.
По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением насекомых.
-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? Чем они похожи? Чем отличаются? (У всех насекомых по 6 лапок, есть голова, грудка, брюшко, но не у всех есть крылья и усы)
- А паук – это насекомое? (нет, у него 8 лапок)
Звучит волшебная музыка, входит Осень.
О: - Как вы славно собрались!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Я – Осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала
О встрече с вами я.
-Здравствуй, Осень золотая! Пришли мы в гости на твою осеннюю полянку. Встретились нам тут маленькие жители – насекомые.
2.1 Игра «Стрекоза и мошка»
О: -Насекомые – мои маленькие друзья. Я знаю одну игру, в которую очень любят играть насекомые. Игра называется «Стрекоза и мошки». Давайте поиграем вместе. Давайте выберем стрекозу, а для этого посчитаемся (с помощью считалки выбираем стрекозу).
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы
Мы играем — водишь ты.
(Воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).
Стрекоза-разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.
О: -Молодцы, ребятки! А вы знаете, как зимуют насекомые? (ответы детей)
-Верно, ребята, осенью я отправляю их в спячку. Они прячутся под кору деревьев, в пни, под камни и так переносят зиму, так как зимой холодно и нет зеленой травки и душистых цветов. А весной, когда солнышко начнет пригревать, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием.
О:- А как вы думаете, есть ли у насекомых враги?
(Дети высказывают варианты ответов.)
- Враги насекомых – птицы: они кормятся бабочками и жуками. А как насекомые спасаются от птиц? ( Они убегают или улетают и прячутся).
- Бабочка может спрятаться на похожем по ее окраске цветочке. Сядет бабочка на цветок или на стебелек травы, сложит крылышки и так скроется от глаз наблюдателя. А божьи коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие, красные, с черными точками; как будто предупреждают: «Не ешьте нас, мы горькие!». Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет ее в руки, то она притворится мертвой: не шевелится, поднимает ножки и усики.
2.2 Дидактическая игра «Узнай по звуку»
-Все насекомые издают разные звуки. В какое время года можно услышать эти звуки? (летом) Поиграем в игру и посмотрим, сможете ли вы отгадать насекомое по звуку. (Пчела, комар, муха, кузнечик, божья коровка)
2.3 Дидактическая игра «Где чей дом?»
-У всех есть свой дом, уютный, теплый. И у насекомых есть свои домики. Поможем им их найти. (бабочка-луг, муравей-муравейник, пчела-улей)
2.4 Инсценировка стихотворения Е.Каргановой «Бабочка»
О:- Ребята, посмотрите, что там за шум. Кажется, это наши друзья спорят.
Бабочка летала,
Бабочка резвилась:
-Я лучше всех на свете!-
Она всегда хвалилась.
-Конечно, ты красива,
Но хвалишься некстати,
Я - божья коровка,
И я в нарядном платье.
Заквакал лягушонок-
Большая голова:
-А квакать вы умеете?
Вот так, как я: ква-ква!
-Какие вы смешные,-
Сказала стрекоза.
У вас же не такие,
Как у меня, глаза.
Сказал им мудрый ежик:
-Вы спорите напрасно:
Наш луг большой, красивый,
И все вы здесь прекрасны!
-Как вы думаете, прав ежик? Все обитатели природы важны и по-своему красивы.
3.Практическая часть
-Ребята, посмотрите, все наши друзья стали бесцветными. Давайте, раскрасим их напоследок в разные цвета . Пусть и они уйдут в спячку красивыми и яркими. Давайте сначала разомнем наши пальчики.
3.1 Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
3.2 Раскрашивание гипсовых фигур насекомых и раскрасок
Дети старшей подгруппы раскрашивают фигурки, а младшей подгруппы раскраски.
4. Заключительная часть.
-Вот и настало время возвращаться в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? Что нового вы сегодня узнали? Давайте, встанем все в круг и подарим нашим маленьким друзьям песенку про доброго веселого жука.
Песня «Добрый жук».
О: -И мне пора уходить, ребята. Мне с вами было очень весело! Спасибо вам! Но у меня еще очень много дел. До свидания!
-Молодцы, ребятки! А сейчас вставайте друг за дружкой, пойдем в нашу группу.
"Насекомые и птицы летом и осенью" (Журат Л.В.)
Используются следующие сюжеты
«Разноцветная осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь»,
«Первый снег» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»,
«Как растения приготовились к зиме» из альбома «Двенадцать месяцев. Ноябрь»
«Почему они улетают?», «Птицы осенью» («Оседлые птицы, «Кочующие птицы»,
«Перелётные птицы») Из альбома «Оседлые и перелётные птицы»
Цели урока:
- создать условия для обобщения жизненных наблюдений детей об изменениях в
окружающей природе с приходом осени;
- познакомить с жизнью насекомых и птиц летом, с изменениями, происходящими в их
жизни осенью;
- показать связь изменений в жизни насекомых и птиц с другими изменениями в природе;
- содействовать развитию приемов совместной и умственной деятельности: сравнению,
анализу, обобщению.
Цели использования видеосюжетов:
- мотивация к учебной деятельности (на этапе объяснения нового материала);
- анализ, классификация, самостоятельное извлечение необходимой информации, осознанное
и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи
рассуждений, доказательств (на этапе обобщения и закрепления знаний);
- установление причинно-следственных связей (на этапе усвоения новых знаний).
Планируемые метапредметные результаты
Личностные: ответственно относиться к учению и произвольному поведению, уважать собеседников.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и видеоинформацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других, учиться работать в паре.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
1. Мотивация к учебной деятельности
Сегодня мы с вами совершим поход. Куда? Догадайтесь.
(слайд №2)
Есть у меня зеленый друг,
Меняющий окраску,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Мы очутились с вами в лесу. Посмотрите, как красиво вокруг.
А. Предлагаю вам посмотреть и послушать сказку и подумать, о каком времени года повествует автор.
Просмотр фрагмента сюжета "Разноцветная осень" (48 сек) из альбома "Двенадцать месяцев. Сентябрь"
Что просила осень у лета?
На чем же рисует осень?
Какие краски присущи осени?
А какой осенний месяц описывался? Почему?
«Октябрь уж наступил…» А. Пушкин (читает ребенок на усмотрение учителя)
Б. А какой месяц в народе еще с древности называли «зимник», «грязник», мы узнаем, просмотрев следующий сюжет.
Просмотр сюжета «Первый снег» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь» (4 мин).
Когда же осенью мы можем увидеть первый снег?
Почему же октябрь в народе называют «грязник»?
Назовите третий месяц осени.
Назовите его отличительные особенности.
А чтобы проверить, правы ли вы, посмотрим небольшой видеосюжет «Как растения приготовились к зиме» (1 мин 33 сек).
Просмотр сюжета из альбома «Двенадцать месяцев. Ноябрь».
(Просмотр видеоматериала помогает детям самостоятельно сделать вывод и составить схему.)
2. Актуализация опорных знаний
А. Вывод
(слайд № 3)
Осень – похолодание – увядание трав, опадание листьев, осыпание плодов и семян.
Осенние изменения в природе повлияли не только на растения, но и на животных.
Б. Слышите, где-то вдалеке звучит сирена.
(слайд № 4)
Звучит тревожная сирена,
Из древних сказочных времен
Явился необыкновенный
Сказочный лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я сторож этого леса. Приглашаю вас продолжить прогулку.
(слайд № 5)
Мы в лес за наукой пойдем
Смекалку, фантазию нашу возьмем
Дорогой с пути никуда не свернем.
Лесовичок. Молодцы! Итак, в путь. Во время нашей прогулки мы продолжим изучать летние и осенние изменения в природе.
В. (слайд № 6) Правила поведения в лесу
Работа над деформированными предложениями
1. Мы спичек для шалости в лес не возьмем,
2. Не будем цветы и листочки срывать,
3. Не будем сорить, не будем кричать,
4. Птиц и зверей не будем пугать.
3. Объяснение нового материала
На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни насекомых и птиц.
Где можно увидеть летом насекомых?
А. (слайд № 7)
Лето-осень. Проведите анализ картинок.
Б. (слайд № 8)
У насекомых температура тела не постоянна. Она изменяется с изменением температуры в природе, и с наступлением осенних холодов часть насекомых забираются в укромные места и там впадают в спячку.
В. (слайд № 9)
Перелетные насекомые – коровки, бабочки, стрекозы.
Г. Схема (исчезают насекомые)
(Слайд №10)
Д. Почему жизнь птиц тесно связана с насекомыми?
Почему же осенью они улетают?
Ответить на этот вопрос нам поможет ответить следующий видеосюжет.
(Просмотр видеоматериала «Почему они улетают» из альбома «Оседлые и перелетные птицы»)
Начать показ сюжета с того момента, когда наступают холода.
После просмотра дети без труда сделают вывод об оседлых, перелётных и кочующих птицах.
Первичная проверка понимания
Слайд №10 (улетают птицы)
Этот слайд поможет закрепить полученные знания.
4. Физминутка
5. Усвоение новых знаний
Просмотр сюжета «Птицы осенью» из альбома «Оседлые и перелетные птицы» (5 мин 34 сек.)
Как держатся птицы с приближением осени?
Какими бывают стайки?
Какие птицы не образуют смешанных стаек, почему?
Как улетают от нас птицы?
Почему же улетают перелётные птицы?
Эта сценка составленная учителем, поможет детям подвести итог урока.
Лесовичок. Ребята, смотрите – на ветке березы сидят две птицы. Вы узнали их?
Ворона. Здравствуй, милочка! Давно я уже за тобой наблюдаю. Что-то ты стала сама не своя: суетишься, куда-то собираешься?
Ласточка. Как! Разве ты, тетушка ворона, не знаешь? Мы собираемся улетать в теплые страны. Ведь не за горами зима, холод, голод.
Ворона. Заграница – все знакомые там лица. Знаю: Африка, Австралия, Америка.
А нас и здесь неплохо кормят. Отыскиваем корм около жилья человека, иногда, если посчастливится, полакомимся почками, семенами, плодами кустарников и трав.
Ладно, что я все о себе, да о себе… Ласточка, голубушка, расскажите откуда птицы берут силы для трудных путешествий?
Ласточка. Птицы способны в короткий срок накапливать в своем теле жиры. Некоторые из них набирают перед отлетом столько жира, сколько весят сами! Если в пути не случится ничего, его должно хватить на весь перелет. Также большую роль играет запас воды в организме.
Ворона. Значит силы берутся от запаса воды в этом, как там его?…
Ласточка. Организме.
Ворона. Слушай, меня давно мучает вопрос: «Как вы определяете дорогу своих путешествий? Билеты через компьютер бронируете?»
Ласточка. Нет! Что ты! Птицы сохраняют воспоминания о проделанном пути под руководством старых опытных птиц. Помогают земные запахи, звуки.
Ворона. Да, интересные вы существа. А вот мне известно, что и дорогу домой можете найти. Слыхала, что скворцы могут по нескольку лет подряд гнездиться в одном и том же скворечнике. Есть у меня один друг – стриж, так он уже 17 лет возвращается в одно и то же гнездо. Представляешь! А на меня еще ни разу не взглянул.
Ласточка. Ладно, не расстраивайся! Ты знаешь, что для аистов и хищных птиц, живущих значительно дольше скворцов и стрижей, использование в течение 10–15 лет одного и того же гнезда – дело обычное.
Ворона. Слушай, Ласточка, открой мне одну птичью загадку: как вы определяете время начала перелета?
Ласточка. Осенняя пора, уменьшение дня, удлинение ночи…
Ворона. Ну, это понятно! А как птицы, которые живут в тропиках, где погода всегда одинакова, определяют, что у нас наступает весна?
Ласточка. Это большая загадка и для ученых, но, видимо, птичьи биологические часы позволяют птицам вести счет дням и месяцам.
Ворона. Да, спасибо тебе, что рассказала столько интересного.
Ласточка. Счастливо, мне пора. Перелет – тяжелый и сложный этап в жизни птиц. Он требует от них полной отдачи сил, умений, таланта.
6. Закрепление знаний
А. Фронтальный опрос
1. Как понимаете последние слова ласточки?
2. Как называются птицы, которые улетают от нас?
3. Как птицы находят дорогу домой, какими ориентирами пользуются?
4. А все ли птицы улетают в теплые края?
5. Как можно назвать ворону?
Вывод
Группы птиц
Б. Этот пункт можно включить или убрать на усмотрение учителя. Просмотр видеоматериала «Кочующие птицы», «Оседлые птицы», «Перелётные птицы» с альбома «Оседлые и перелетные птицы» (8 мин).
В. Этот пункт можно включить или убрать на усмотрение учителя. Закрепление можно заменить сценкой и дополнить слайдом из собственной презентации. Либо исключить сценку и предложить детям просмотр видеоматериала «Оседлые птицы» (2 мин 40 сек), «Перелётные птицы» (2 мин 18сек), «Кочующие птицы» (2 мин 15 сек).
7. Обобщение и систематизация знаний
Игра «Распредели слова по группам»
(Слайд №11)
1) оседлые 1) домовой воробей, королек, ворон, филин
2) кочующие 2) снегирь, сорока, овсянка
3) перелетные 3) скворец, чайка, зяблик
3) стрекоза, бабочка
8. Самопроверка знаний (поднять смайлики)
(Слайд №12)
9. Подведение итогов занятия
(Слайд №13)
Литература
* А. А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М., 2012.
* Авторская презентация
* А. С. Пушкин. Стихи// Собр. соч. 3 т. – М., 1985.
* Юный натуралист. 1987. № 10.
Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: Где и как зимуют насекомые.
Где и как зимуют насекомые.
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.
Осень становится позже - спросите деревья, птиц и бабочек
перейти к содержанию- О Эльзевире
- О нас
- Elsevier Connect
- Карьера
- Продукты и решения
- Решения НИОКР
- Клинические решения
- Исследовательские платформы
- Исследовательский интеллект
- Образование
- Все решения
- Сервисы
- Авторы
- Редакторы
- Рецензенты
- Библиотекарей
- Магазин и Откройте для себя
- Книги и журналы
- Автор Интернет-магазин (Открывается в новом окне)
- Поиск
О природе в осенние моменты
Осень - одно из четырех времен года на Земле, которое следует за летом и предвещает зиму. Этот сезон также можно назвать Осенью, и он связан с большими изменениями в природе и окружающей среде.
Осень - это много развлечений и активного отдыха. Он привносит в жизнь людей разные цвета - желтый, красный, оранжевый, коричневый и другие. Становится холоднее, дни короче. Животные начинают подготовку к холодным месяцам, а растения перестают добывать пищу, все в природе постепенно начинает засыпать.
Осенняя природа
Температура становится ниже, в некоторых регионах нужно быть готовым даже к ураганам. Осенний сезон в основном связан с дождями. Но, конечно же, главный признак осени - это когда листья начинают менять цвет и все автоматически становится пышнее и красивее.
Растения, бросающие семена на землю или ветер, а также некоторые животные могут их съесть или взять для подготовки к зимнему периоду.
Осень - пора урожая.Фермеры и садоводы собирают яблоки, тыквы, груши, кукурузу и другие разные культуры, потому что первые заморозки могут наступить внезапно и все усилия по их выращиванию будут напрасными.
Дни становятся короче, а ночи длиннее. Также в этот период года луна ярче, и также могут быть видны некоторые новые звезды.
Осенние явления
Всем известно, что осень всегда приносит дождливые дни, иногда серые и тяжелые облака на небе и ветры.
В это время года начинают расти разные виды грибов.Они могут иметь разный цвет и форму, но будьте осторожны, некоторые из них опасны даже для прикосновения!
Еще одна интересная вещь, которая бывает только осенью, - это бормотание скворцов. Они собираются большими группами с тысячами или даже больше птиц и вместе качаются. Это стоит увидеть!
Также осенний сезон заставляет птиц улетать в более теплые края, чтобы каждый мог увидеть улетающие птичьи «ключи».
Растения
Почти все деревья начинают менять свой цвет с приближением осеннего сезона.Нам очень приятно смотреть на это удивительное золото, красный, желтый и другие цвета. Так что выходите на улицу и наслаждайтесь этим удивительным временем! Ощутите всюду осенние флюиды.
Чем холоднее становится погода, тем холоднее становится и земля, поэтому растения перестают давать пищу.
Лучшим цветком для посадки осенью является крокус. Этот небольшой, но очень красивый цветок будет радовать вас каждый день яркими красками.
Как известно, осень - период сбора урожая. Многие фермеры начинают собирать урожай, разные фрукты и овощи.Но это также время, когда можно что-то вырастить. Например, молодой шпинат, снежный горошек, редис, чеснок и капуста.
Животные
Когда становится холоднее, животные, живущие на улице, начинают подготовку к холодам. Есть несколько способов, как животные готовятся к зиме.
У некоторых животных отрастают теплые шубы! Так же, как мы покупаем себе теплую одежду. У кроликов более густой мех, поэтому они могут выжить зимой.Даже кошки или собаки делают это, просто обратите внимание, если у вас есть домашний питомец.
Другие животные впадают в особый глубокий сон, называемый гибернацией. Температура их тела снижается, и таким образом они экономят энергию. Этот образ жизни распространяется на медведей, бурундуков и скунсов.
Найти убежище - тоже хороший способ пережить зиму для животных. Осенью они ищут места внутри деревьев, под камнями или под землей.
Птицы
С наступлением осени большая часть птичьих приправ начинает мигрировать в более теплые места.Они улетают в районы, где средняя температура зимой не такая уж и холодная и им будет намного легче найти пищу и место для жизни.
Северное полушарие
Как известно, Северное полушарие - это часть Земли, которая расположена к северу от экватора. Здесь осень наступает 1 сентября и заканчивается 30 ноября.
Южное полушарие
Южное полушарие - это южная часть Земли до экватора.Сезоны здесь противоположны сезонам Северного полушария. Осень начинается 1 марта и заканчивается 31 мая.
Осень в традиционных праздниках стран мира
Приход осени в каждую страну и город - знаменательное событие, поэтому в это прекрасное и знаменательное время года проводится множество торжеств и праздников.
А теперь мы расскажем вам о самых лучших и интересных осенних традициях в мире!
Dia de Muertos
Dia de Muertos, очень известный и важный праздник для людей.В этот день все чествуют тех, кого потеряли при жизни. Люди красят лица, устраивают парады и носят специальную одежду.
Чусок
( Корейский танец в масках. Автор: Tory )
Chuseok проходит в Корее каждый год. Это трехдневный праздник урожая. Многие корейцы посещают свои родные города, проводят время с семьями, друзьями и готовят вкусные блюда по традиционным рецептам.
Дивали
Дивали . Отправляйтесь в Индию и примите участие в увлекательном и удивительном фестивале. Его еще называют Фестивалем огней. Люди устраивают фейерверки, зажигают тысячи ламп, а также убирают свои дома не только от старых вещей, но и от отрицательных эмоций. Почувствуйте этот невероятный дух праздника в воздухе.
День Благодарения
День благодарения, который отмечается в США, - время вспомнить приятные вещи и благословения, которые произошли в течение года.В этот день семьи всегда собираются вместе и принимают традиционные блюда.
Осенний сезон важен как для природы, так и для жизни людей. Это лучшее время, чтобы собраться всей семьей, вспомнить былые времена и насладиться всем вокруг, ведь в это время года природа очень красива!
.Птицы Насекомые Дерево фондовых иллюстраций - 287 Птицы Насекомые Дерево фондовых иллюстраций, векторов и клипарт
Зеленое цветочное дерево с насекомыми, птицами и совой. Зеленое цветочное дерево с насекомыми, птицами и цветами, розовые цветы, синие цветы, бабочки, желтые
Птицы и бабочки на дереве. Иллюстрированное синее дерево в форме ретро с птицами, бабочками, кругами и цветами на облачном фоне.Также в векторном формате
Узор с красными яблоками на дереве, где прячутся насекомые, птицы. Бесшовные векторные шаблон с красными яблоками на дереве, где прячутся насекомые, птицы
Узор с деревьями, птицами, яблоками и насекомыми. Бесшовный узор вектор с птицами и насекомыми в ветвях дерева, плоды яблок в листве
Вид на красивый пруд в сельской местности.Красивая природа, бескрайние поля с насекомыми, бабочками и птицами. 3D. Вид на красивый пруд в
Счастливое дерево с птицами, насекомыми и кошкой. Забавный мультяшный векторные иллюстрации для детей
Птицы и бабочки на дереве. Иллюстрированное дерево в форме ретро с птицами, бабочками, кругами и цветами. Также в векторном формате
Векторный узор с цветами, растениями, птицами и насекомыми.Цветочный фон весенне-летние цветы и растения. Векторный образец с цветами, растениями, птицами и
Найдите нужную деталь. Игра вырезать и склеить для детей. Цветовой набор про насекомых и птиц. Найдите нужную деталь. Обучение игре "вырезать и склеить" для детей. Набор цветов
Вид на красивый пруд в сельской местности. Красивая природа, бескрайние поля с насекомыми и птицами. 3D-рендеринг. Вид на красивый пруд в сельской местности
Красивая природа, пальмы, насекомые, бабочки и птицы, зеленая трава и сияющий восход солнца.3D-рендеринг. Вид на красивую природу, пальмы, насекомые
Вид на красивый пруд в сельской местности. Красивая природа, бескрайние поля с насекомыми и птицами. 3D-рендеринг. Вид на красивый пруд в сельской местности
Вид на красивый пруд в сельской местности. Красивая природа, бескрайние поля с насекомыми и птицами. 3D-рендеринг. Вид на красивый пруд в сельской местности
Красивая природа, пальмы, насекомые, бабочки и птицы, зеленая трава и сияющий восход солнца.3D-рендеринг. Вид на красивую природу, пальмы, насекомые
Элементы природы: ветви совы и птицы и дерево. Набор элементов природы: совы и птицы на ветвях и дереве
.Осенние факты, рабочие листы, информация и ключевые характеристики для детей
Не готовы приобрести подписку? Щелкните, чтобы загрузить бесплатную версию образца Загрузить образецЗагрузить этот образец
Этот образец предназначен исключительно для участников KidsKonnect!
Чтобы загрузить этот рабочий лист, нажмите кнопку ниже, чтобы зарегистрироваться бесплатно (это займет всего минуту), и вы вернетесь на эту страницу, чтобы начать загрузку!
Зарегистрируйтесь
Уже зарегистрировались? Авторизуйтесь, чтобы скачать.Осень - одно из четырех сезонов на Земле, переходное от лета к зиме. В Северной Америке осень также известна как осень, когда отмечают День Благодарения и Хэллоуин. Одна из главных особенностей осени - опадание листьев лиственных деревьев.
Для получения дополнительной информации и фактов об осени продолжайте читать или загрузите комплексный пакет рабочих листов BUMPER 40 PAGE , который можно использовать в классе или дома.
Этимология и древние верования
- Термин «осень» восходит к древнему этрусскому слову autu, что означает уходящий год.До 16 века осень обычно использовалась для обозначения сезона сбора урожая.
- В древние времена осень была одним из самых важных периодов года, поскольку дневной свет начинал темнеть, а впереди стояла темнота. Многие общества практиковали ритуалы и подношения своим богам и богиням для обильного урожая, который позволил бы им пережить зиму. В древней Мексике ацтеки совершали человеческие жертвоприношения в честь своей богини пропитания и плодородия.
- В греческой мифологии Хораэ был богом времен года, отвечавшим за естественные периоды времени и погоды, в то время как римляне верили, что Осенус был урожаем фруктов и орехов.
- В древней Японии фермеры практиковали подношения огня в честь Хуичи в обмен на энергию для завершения сбора урожая.
- Кроме того, индейцы пуэбло в Америке проводили ритуалы в честь матери кукурузы, известной как Селу. Считалось, что она дает обильный урожай и исцеление.
- Истоки христианского празднования «Дня Успения» восходят к древнему празднованию «Праздника Богоматери Урожая».
Сезон осени
- В Америке и Канаде осень также известна как осень.Происхождение термина «падение» можно проследить до нескольких источников, таких как древнегерманский, древнескандинавский и древнеанглийский языки.
- К XVI веку оно пришло с выражениями «падение года» и «падение листа».
- Погода также начинает похолодать, и многие растения перестают производить пищу. Осень - время, когда лиственные деревья сбрасывают листья.
- Перед опаданием листья меняют цвет с зеленого на красный, оранжевый, желтый или коричневый. Кроме того, здесь меньше солнечного света, потому что дни короче.
- Осеннее равноденствие (примерно 23 сентября в Северном полушарии и 21 марта в Южном полушарии) означает начало осени и заканчивается зимним солнцестоянием (примерно 21 декабря в Северном полушарии и 21 июня в Южном полушарии. ) Осеннее равноденствие также называют Домом Урожая, Мабоном и Альбан-Эльфедом. В Новой Зеландии и Австралии осень начинается с 1 марта по 31 мая.
- Сезон осени также называют сезоном полярных сияний, потому что ясное вечернее небо способствует хорошему наблюдению за звездами.
- Осеннее равноденствие - это два времени года, когда день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Это случается, когда солнце находится точно над экватором.
- Полнолуние, ближайшее к осеннему равноденствию, называется Урожайной луной. Считалось, что это жизненно важно для обильного урожая.
- Осенью многие птицы готовятся к зимней миграции, в то время как другие животные реализуют свои брачные инстинкты.
- Бабочки-монархи из США мигрируют в Мексику осенью. Это единственные насекомые, которые мигрируют на такие большие расстояния в более теплый климат.
- Осенний сезон во многом связан со временем сбора урожая. В западных культурах осенью отмечаются различные праздники урожая. Один из них - праздник Благодарения, который широко отмечается в США и Канаде. Осенью также отмечается еврейский праздник Суккот. Кроме того, китайцы отмечают лунный фестиваль середины осени.
- Обычно осенью собирают тыкву, яблоко и кукурузу.
- Другие осенние праздники включают День труда, День памяти, День ветеранов, День Колумба, Хэллоуин и День патриота.
- Хэллоуин в первую очередь ассоциируется с падением. Это произошло из кельтской осенней традиции.
- В Мюнхене, Германия, осенью отмечают Октоберфест. Выпивается более 5 миллионов литров пива. Все началось в 1810 году во время свадьбы наследного принца.
- В поэзии осень часто ассоциируется с меланхолией. Поэты, такие как Уильям Батлер Йейтс, Пол Верлен и Джон Китс, символически представляют осенний сезон как обильный и символ зрелости.
- В Северном полушарии осенью отмечаются христианские религиозные праздники -
- День всех святых и День поминовения усопших.
- Согласно суеверию, когда человек ловит падающий лист осенью, к нему приходит удача.
Осенние рабочие листы
Этот комплект содержит WHOPPING 21 готовых к использованию осенних рабочих листов , которые идеально подходят для учителей или домашних школьников, которые хотят представить осень в классе или домашней обстановке. Осень - одно из четырех сезонов на Земле, переходное от лета к зиме. В Северной Америке осень также известна как осень, когда отмечают День Благодарения и Хэллоуин.Одна из главных особенностей осени - опадание листьев лиственных деревьев.
Download включает следующие рабочие листы:
- Осенние факты
- Осенний поиск слов
- Я принадлежу
- Это правда?
- Угадай слово
- Моя осенняя история
- Позы на все времена
- Расшифруй цитату
- Я видел знак
- Солнцестояние и равноденствие
- Осенние праздники
- Поиск сезона
- Места для посещения
- Осень в Название
- Это осень!
- Мой вид осени
- Four Seasons
- Благодарность
- Цвета осени
- Осенью
- Анализ новостей
Ссылка / цитирование этой страницы
Если вы самостоятельно ссылаетесь на любой контент на этой странице используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу как первоисточник.
Осенние факты и рабочие листы: https://kidskonnect.com - KidsKonnect, 1 августа 2019 г.Ссылка будет выглядеть как Осенние факты и рабочие листы: https://kidskonnect.com - KidsKonnect, 1 августа 2019 г.
Использование с любой учебной программой
Эти рабочие листы были специально разработаны для использования с любой международной учебной программой. Вы можете использовать эти рабочие листы как есть или редактировать их с помощью Google Slides, чтобы сделать их более конкретными в соответствии с вашими уровнями способностей учащихся и стандартами учебной программы.
.