Перейти к содержимому

Нарисовать цепь питания: 5. Составь цепи питания и распредели организмы по трофическим уровням

Содержание

Ответы | Практ. 2. Составление цепей и сетей питания в различных экосистемах — Биология, 10 класс

1. Рассмотрите рисунок. Составьте и схематически запишите пищевую цепь из организмов, представленных на рисунке. Отметьте, как называется пищевая цепь, которую вы записали.

Возможно два варианта пастбищных цепей:

1) Дерево → гусеница → дятел → сокол
2) Дерево → гусеница → божья коровка

Птицы не питаются божьими коровками.

2. Составьте цепь питания из перечисленных компонентов:

а) бактерии, гиена, лев, антилопа, растения:

растения → антилопа → гиена → лев → бактерии.

б) растения луга, лягушка, уж, ястреб-змееяд, насекомые:

растения луга → насекомые → лягушка → уж → ястреб.

3. Составьте две возможные цепи питания из организмов следующих видов: белка, лягушка, ель, бабочка, куница, ястреб-змееяд, стрекоза, чертополох, уж.

1) Ель → белка → куница;
2) Чертополох → бабочка → стрекоза → лягушка → уж → ястреб → змееяд.

4. Рассмотрите рисунок, определите организмы, изображённые на нём. Составьте и запишите возможные пищевые цепи из организмов, представленных на рисунке. Отметьте, как называются такие пищевые цепи.

Детритные пищевые цепи:

1) Опавшая листва → клещ → жужелица → крот → блоха → грибы и гельминты.
2) Опавшая листва → ногохвостка → паук → крот → блоха → грибы и гельминты.
3) Опавшая листва → ногохвостка → паук → крот → клещ → грибы и гельминты.

5. Дополните схемы следующих цепей питания:

а) тимофеевка луговая → гусеница → кукушка → лиса → рысь;
б) опавшая листва → дождевой червь → грибы → гетеротрофные протисты → почвенные бактерии.

6.
Составьте сеть питания организмов, обитающих в школьном аквариуме: водоросли, водные растения, инфузории, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, плесневые грибы. Объясните, почему исключение из этой цепи моллюсков и инфузорий приведёт к резкому нарушению равновесия.

Ответы | Практ. 3. Решение задач по теме «Цепи и сети питания» — Биология, 10 класс

1. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

б) трава → кузнечик → лягушка → уж.

2. Найдите ошибки в предложениях. Номера предложений, в которых они сделаны, обведите кружком. Объясните, почему, на ваш взгляд, эти утверждения ошибочны.

Б. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.

Первым звеном пищевой цепи являются продуценты или детрит.

В. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.

В процессе фотосинтеза энергия образуется у продуцентов.

Г. В темной фазе фотосинтеза выделяется кислород.

Кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

3. Из приведённого перечня выпишите животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук-крестовик, волк, кролик, домовая мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, белый медведь, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

Серая крыса, тигр, скорпион, паук-крестовик, волк, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, кобра, божья коровка, дельфин, белый медведь, стрекоза, серая акула.

4. Рассмотрите рисунок, на котором представлена пастбищная пищевая сеть. Укажите, какие звенья представлены в данной пищевой

Ответы | Тема 15. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды — Биология, 11 класс

1.

а) Рассмотрите рисунок и определите, что на нем изображено: цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида (нужное подчеркните).

б) Пищевая цепь, которая начинается с продуцентов и включает консументов разных порядков: цепь выедания, цепь разложения, трофический уровень, экологическая пирамида (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав необходимые термины или понятия

а) Последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену), —

цепь питания.

б) Совокупность организмов, которые в зависимости от способа питания и вида корма составляют определенное звено пищевой цепи, — трофический уровень.

в) Пищевая цепь, первым звеном которой является мертвое органическое вещество, поедаемое детритофагами, — детритная цепь.

г) Графическое изображение соотношения между основными функциональными группами организмов в экосистеме, выраженное в единицах массы, числа особей или количества энергии, — экологическая пирамида.

3. Какое животное может занимать уровень консументов второго порядка?

Мышь-полевка, ястреб-тетеревятник, мох мниум, заяц-беляк (нужное подчеркните).

4. К детритофагам относятся (нужное подчеркните)

лоси, дождевые черви, многоножки, мыши-полевки, рыси, грифы, крабы.

Дидактический материал "Цепи питания"

Жёлуди

Блестящие овальные плоды дубов в круглых «шляпках», кормят не только белок и других лесных грызунов, но и крупных животных, вроде кабанов и медведей. Домашние свиньи тоже любят желуди; их едят и быки, и овцы, а куры, если им добавляют в корм желудевую крупу, несут больше яиц.

В некоторых странах продукты из желудей являются частью национальной кухни, как тонкая крахмальная лапша в Корее, но у нас почти забыли, что желудь – отличное лекарство и полезный продукт питания. Между тем, люди питались желудями еще тысячи лет назад - это подтверждено находками археологов.

Мышь обыкновенная

В густых лесах, где растут елочки, могучие дубы и клёны, на солнечных полянках живут удивительные зверьки. Называются они лесные мыши. Этот крошечный зверек настолько маленький, что весь поместится на детскую ладошку. А ее тонкий хвостик такой же длины как детский пальчик. Шубка у лесной мыши блестящая, рыжевато-серого цвета, а брюшко – светленькое. Голосок у мышки тоненький и чтобы пообщаться с другими мышами, она издает писк.

Живут такие мышки в лесных домиках, которые создает для них природа: под толстыми корнями деревьев, в дуплах, среди камней или в густых кустиках. А если мышка не может найти такой дом, она роет норку в земле и обустраивает ее – носит туда сухую траву и веточки, чтобы ей было тепло в любую погоду. В такой норке мышки делают несколько комнат, как в настоящей квартире: в одной комнатке они спят, а в других хранят запасы еды.

Любимая еда лесных мышек – это орешки и желуди. А кроме них зверек ест семена из шишек, лесные ягоды, листья разных растений и травы. Если недалеко от домика мышки есть поля, на которых люди выращивают пшеницу, она может осенью собирать зернышки, которые люди потеряли при сборе урожая, и есть их. Так же лесные мыши едят насекомых. Кто питается мышами, живущими в дикой природе? Прежде всего, это лисы, куницы и ласки, у которых мыши составляют основной рацион. Их отлавливают и едят хорьки, поглощающие за сутки 10-12 мышей, а ласки, благодаря своему длинному и узкому туловищу, могут даже пробираться в мышиные норы и поедать маленьких мышат. Питаются грызунами при отсутствии другой более крупной добычи и волки, рыси, мангусты, песцы и другие хищные звери.

Лиса

Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У неё короткие ноги и острая мордочка. Глазки у лисы бусинками, светятся хитрым огнём. Живет она в покинутых норках сусликов и барсуков,  предпочитает луговые местности. Питается лиса мышами, зайцами. У заспавшегося хозяина таскает кур.

Лиса боится медведей, росомах, ястребов, соколов.

Гриб (Подберёзовик)

Подберёзовик – съедобный гриб. Цвет шляпки может быть белым у молодых грибов и с возрастом стать темно-коричневым. Гриб подберезовик растет как поодиночке, так и образуя небольшие группы. Шляпка подберезовика имеет вид полушария, превращаясь по мере старения в подушкообразную. При большой влажности воздуха она становится клейкой и покрывается слизью. Мякоть белая, плотная. В зрелом возрасте становится рыхлой и водянистой. Ножка подберезовика серого или белого цвета, может иметь длину до 15 см.

У подберезовиков отмечается быстрый темп роста – в день они могут подняться на 4 см, полностью созревая к 6 дню. После чего наступает период старения: в скором времени тело гриба становится «столовой» для червей.

Грибами питаются грызуны, кабаны, олени, улитки, паучки.

Белка

Обычная белка имеет длинное тело, пушистый хвост и длинные ушки.  Уши белки крупные и вытянутые, иногда с кисточками на конце. Лапки сильные, с крепкими и острыми когтями. Благодаря сильным лапам грызуны так легко лазят по деревьям. Взрослая белка имеет большой хвост. Шубка белки зимой и летом разная, так как этот зверек линяет два раза в год. Зимой меховой покров пушистый и плотный, а летом короткий и более редкий. Окрас белки неодинаковый, он бывает темно-бурый, почти черный, рыжий и серого цвета с белым животиком. Летом белки в основном рыжие, а зимой шубка приобретает голубовато-серый цвет. В основном, белка питается орехами, желудями, семенами хвойных деревьев: ели, сосны, кедра, лиственницы, пихты. Рацион белки включает в себя грибы и различные зерна. Кроме растительной пищи она может питаться различными жуками, лягушками, ящерицами, птенцами птиц. При неурожае и ранней весной белка ест почки на деревьях, лишайники, ягоды, кору молодых побегов, корневища и травянистые растения. Именно куницы и другие куньи являются главными врагами белок в природе. Эти пронырливые хищные звери мало в чем уступают белкам и отлично лазают по деревьям. Кроме куниц, белкам приходится опасаться и крупных хищных птиц, вроде сов, которые выходят на охоту по ночам, или ястребов, которые охотятся напротив днем. Могут поймать белку лисы, но уже реже, и как ни странно обычная кошка не прочь промыслить белочку при случае.

Куница - довольно крупный зверёк. Мех у неё пышный, мягкий, с серовато-коричневой спиной и более светлыми боками. На горле у зверька хорошо видно пятно оранжевого цвета, причём летом оно ярче, чем зимой. Излюбленные места обитания лесной куницы - старые хвойные и смешанные леса с обилием валежника и дуплистых деревьев, здесь она находит хорошие убежища и обильную пищу. Обычно в сосновом лесу, на дереве, куница устраивает гнездо в дупле на большой высоте.

Лесная куница превосходно лазает по деревьям, даже перепрыгивает с одного дерева на другое, используя пышный хвост как парашют. Этот зверь хорошо плавает, быстро и свободно бегает по земле и даже по глубокому снегу, так как лапки зимой хорошо опушены, и куница не проваливается в снег, а легко удерживается на его поверхности.

Благодаря своей силе, быстроте и ловкости куница может поймать зайца, глухаря, тетерева, кроме того, питается мышами, мелкими птичками, не проходит и мимо лягушек. Главная добыча куницы - обычная белка. Охотясь за ней, куница иногда совершает огромные прыжки. Любит куница лакомиться ягодами, особенно рябиной. Часто зверёк является основным разорителем птичьих гнёзд, причём с одинаковым успехом разоряет она гнёзда наземных птиц и гнёзда, устроенные высоко в кронах деревьев. Наиболее опасны, особенно для молодых зверьков, лисица, беркут и филин. 

Волк

Внешне волки похожи на больших собак с сильным, мускулистым телом и высокими ногами. У хищников длинный и толстый хвост. Голова волка массивная, с высоко поставленными острыми ушами, а морда удлиненная и широкая. Мех волка густой и двухслойный.

Окрас волков отличается богатым спектром оттенков, включающим различные вариации серого, белого, черного и коричневого цветов, хотя нередко мех бывает рыжим, чисто белым или практически черным.

В дикой природе волк питается крупными животными (лоси, олени, косули, сайгаки, антилопы, бизоны, кабаны), более мелкими млекопитающими (зайцы, суслики, бобры, броненосцы, мыши, лемминги), а также рыбой, птицами, насиживающими кладку, и их яйцами.  

В европейских лесах главным врагом волка являются медведи, а в американских ещё пумы и росомахи.

Душистый колосок

Душистый колосок встречается повсюду –на лугах, пастбищах, полянах, на песчаных и галечных почвах. Эта многолетняя трава обладает плотными кустиками с короткими широкими листьями. У растения соцветие-колосок состоит из коротких веточек с длинными чешуями цветков, благодаря чему растение выглядит лохматым. Цветет колосок в мае-июне, распространяет кумариновый запах, нежный и сладкий. Душистый колосок встречается в степных и лесостепных зонах России, в Сибири, также произрастает в Украине, на Кавказе и в Средней Азии. Им питаются мелкие грызуны.

Мышь полевая

Животное имеет хвост, длинную мордочку и черные глаза. Передние лапки животного подвижные и ловкие. Округлое тело покрыто густой шерстью, а окрас варьируется от светло-коричневого до черного. У многих видов полевок вдоль спины проходит полоса темной шерсти. Питается грызун растительной пищей — травами, ягодами, орехами, зерновыми культурами. В зимнее время, когда добыча пищи затруднена, мыши живут в погребах и пищевых складах, тем самым нанося вред сельскому хозяйству и промышленному производству. Кто питается мышами, живущими в дикой природе? Прежде всего, это лисы, куницы и ласки, у которых мыши составляют основной рацион. Их отлавливают и едят хорьки, поглощающие за сутки 10-12 мышей, а ласки, благодаря своему длинному и узкому туловищу, могут даже пробираться в мышиные норы и поедать маленьких мышат. Питаются грызунами при отсутствии другой более крупной добычи и волки, рыси, мангусты, песцы и другие хищные звери.

Степная гадюка

Женские особи могут быть намного крупнее мужских. Общая длина гадюки, включая хвост, может достигать 70 см. Сверху тело буро-серого цвета, нижняя ближе к светло-серому с небольшими светлыми пятнами. На суше передвигается довольно медленно, кроме того, она отлично чувствует себя в воде и может залазить на кусты и деревья, правда не очень высоко. На зиму они впадают в своеобразную зимнюю спячку и просыпаются лишь, когда температура воздуха достигает 6 градусов. Степная гадюка охотится на мелких позвоночных животных, прямокрылых насекомых (саранчу, кузнечиков, сверчков) и паукообразных. В поисках пищи она посещает колонии мышевидных грызунов и гнезда птиц. Молодые гадюки питаются насекомыми и мелкими ящерицами. Врагов у степной гадюки много: совы, черный коршун, степные орлы, вороны, аисты, барсук, лисица, степной хорек, ежи.

Коршун

Коршун – хищная птица большого размера, высотой больше полуметра.

Клюв крючкообразный и слабый, длинные крылья, ноги короткие. Окрас коршунов разнообразный с преобладанием тёмного и бурого, иногда белого и красного цветов.

Звуки похожи на мелодичные трели. Иногда они издают вибрирующее звучание, подобный крик коршуна достаточно своеобразен и напоминает отдалённо ржание жеребца.

Коршуны питаются преимущественно падалью и всякими отходами животного происхождения. Добычей коршунов становятся насекомые. Они ловят лягушек и ящериц, подбирают трупы змей, мелких и крупных животных, в редких случаях охотятся на птиц. Могут питаться живой рыбой, ракообразными, моллюсками и червями.

Клюква

Клюква — это вечнозеленый полукустарник, имеющий тонкие стелющиеся стебли, которые в узлах пускают корни. Плоды сочные, насыщенного темно-красного цвета, кислые на вкус, шаровидные и многосемянные. Для жителей Севера клюква и по сей день остаётся лучшей ягодой и лучшим лекарством на все случаи жизни. Ведь уже давно известно, что клюква – это не только лакомство, но и незаменимый помощник при различных недугах. Питаются клюквой птицы, лисы, волки, медведи, полевки.

Глухарь

Самой крупной и благородной птицей из всех птиц породы тетеревых считается глухарь. Он отличается своей неуклюжестью, тяжеловатостью и пугливостью, быстрой походкой и тяжелым и шумным полетом. Этой птице не под силу перелеты на большие расстояния. Имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх клюв, пышный, напоминающий веер хвост. Глухари большие любители хвойных шишек и веточек. Если рядом с ними нет этого лакомства, прекрасно в ход идут цветы, почки, листья, трава и различные семена. Птенцы, во время своего роста могут питаться насекомыми и пауками, для этого все семейство поселяется рядом с муравейником.

Взрослые глухари отдают предпочтение растительной пище. Зимой, когда вокруг все покрыто снегом эти птицы большую часть времени проводят на деревьях, питаясь при этом их ветками и корой.

Глухариные гнезда разоряют обычно барсуки, лисицы, енотовидные собаки, куницы, ласки, хорьки, ежи, а также вороны и вороны, тетеревятники, сапсаны, филины и белые совы; перепелятник, вероятно, поедает только птенцов.

Комар

Комары – маленькие кровососущие насекомые.

Комары имеют тонкие тело длиной 3—15 мм, длинные ноги и узкие прозрачные крылья. Окрас жёлтый, коричневый или серый. Крылья чешуйчатые. Лапки на конце имеют пару коготков.

Комары являются кровососущими насекомыми. Что интересно, самцы-комары питаются исключительно соками растений и водой. Самки же питаются смешанно: при возможности они питаются кровью людей и животных, а в их отсутствие - соками растений. Комары - неотъемлемый элемент природных сообществ. Велико количество животных и птиц, для которых комары являются пропитанием. Также, комары, как и многие другие насекомые, личинки которых активно развиваются в водной среде, являются одной из основных причин неистощаемости почв.

Лягушка

Строение у всех лягушек практически одинаковое: они имеют крупную голову, выпученные глаза, длинные задние ноги и широкий рот, в котором нет зубов. Лапки снабжены плавательными перепонками, хвоста у лягушек нет. Кожа у лягушек очень тонкая, она всегда увлажнена слизью, которая выделяется организмом животного. Слизь необходима для создания защитного покрова лягушки: она содержит вещества, убивающие болезнетворные бактерии, а также заживляет раны на теле лягушки. Окрас лягушек, как правило, неприметный. Чаще всего их кожа имеет маскировочные оттенки, сходные с окружающей средой, в которой обитает лягушка. Встречаются лягушки зеленого, серого, бурого тонов, иногда украшенные пятнышками, полосками и крапинками. Питание составляют разнообразные насекомые: комары, стрекозы, клопы. Виды, отличающиеся большими размерами, могут позволить себе добычу покрупнее, например, птенцов некоторых водоплавающих птиц, небольших змеек и мелких грызунов, а также летучих мышей и других лягушек. В природе на лягушек ведут охоту разнообразные птицы: аисты, цапли, зимородки, сорокопуты. Кроме того, привлекательны лягушки и для зверей: кабаны, медведи, койоты, ежи, лисицы, барсуки – каждый из этих животных время от времени лакомится лягушачьим мясом.

Ёж

Еж – дикое животное, живущее в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его.
Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Ёж боится лис и филинов.

Мастер- класс по окружающему миру " Цепи питания " (4 класс)

Мастер-класс « Цепи питания в лесу»

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Вас приветствуют ученики 4 В класса, мы проведём мастер-класс « Цепи питания в лесу».

2. – Послушайте стихотворение, после прочтения скажите:

« Почему в лесу нет животных?»

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

  1. – Расскажите всё, что вы знаете о роли леса в природе и жизни людей.

Лес- не только общий дом обитания растений, животных, грибов, но и защитник других природных сообществ- лугов и полей. Огромное значение лесов в создании и защите почв. Лес- источник вдохновения людей, место их отдыха и сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Кроме того, лес- источник древесины.

  1. – Почему леса называют фабрикой кислорода, источником чистого воздуха?

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Эту работу растения выполняют с помощью своих зелёных листьев. В листе на солнечном свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, а в воздух выделяется кислород.

Этот процесс называется фотосинтезом. О том, как он происходит, вы узнаете в старших классах. А пока постарайтесь запомнить сведения, которые пригодятся вам на школьной олимпиаде.

Процесс питания зелёных растений – очень интересный пример взаимосвязи неживой и живой природы Земли. Вещества, которые образуются в листьях,- основная пища растений. И эта пища образуется из веществ неживой природы.

Зелёные растения являются началом любой цепи питания. В отличие от растений, животные не могут сами создавать вещества для своего питания из неживой природы. Они пользуются готовыми питательными веществами, которые содержатся в растениях или в других животных.

  1. Цепи питания.

- Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Сейчас вы потренируетесь в создании различных цепей питания. Но что является первым звеном, началом в любой цепи питания? В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

Пример на слайде.

  1. Работа в группах ( по рядам).

- Составьте цепи питания, состоящие из следующих звеньев ( выдаются карточки с названиями звеньев).

Первое задание

1 ряд- кора дуба-короед-кукушка;

2 ряд- жёлуди – мышь- лиса;

3 ряд- осина- гусеница- стриж.

Второе задание

1 ряд- пшеница-полёвка-лисица-орёл;

2 ряд- липа-гусеница-синица-ястреб;

3 ряд- овёс-мышь-гадюка-орёл.

Третье задание

Составьте самостоятельно цепь питания.

Проверка.

  1. Обобщение.

Зачем человеку знание о цепях питания? ( Бережно относиться к природе, не навредить ей).

Модель цепи питания, схемы и описание, окружающий мир 3 класс

Для того что бы разработать модель цепи питания, необходимо понять, что же представляет из себя сама эта цепочка питания в природе. Пищевая, или как ее еще называют – трофическая цепь – это ряд спинальных взаимоотношений, которые возникают между различными группами организмов (растения, животные, грибы и даже микроорганизмы). По средствам этих процессов происходит перенос определенных веществ и энергии от одних особей к другим, за счет поедания.

Что ж, теперь составим пару примеров такой модели, характерной для степи, леса, тайги, тундры, для арктической пустыни, которые происходят постоянно в окружающем мире. Особенно полезны данные схемы будут для 3 класса.

Арктическая пустыня:

Да, сильно не разгуляешься тут, так как арктическая пустыня место холодное, и достаточно пустынное, что как раз и следует из названия. Что ж, предположим, что в водах плавает рыба, которая питается маленькими рачками. Это дает ей силу и энергию, для жизнедеятельности.

Правда, судя по всему, не такая у нее и долгая жизнь, так как ее ловит голодный пингвин и заглатывает. Пингвин получил полезные жиры и соли, которые так важны в условиях холода.

Но все же, и пингвин считается пищей для крупных хищников. Так, его в последствии съедает морской лев.

Вот у нас и получается следующая цепь питания: рачки – рыба – пингвин – морской лев.

Тайга:

Сначала растения получают питательные вещества от микроорганизмов, которые дают им силы для роста. После этого травку съедает маленькая мышка, правда, наше маленькая мышка потом станет обедом для лисицы.

Наша цепь уже стала больше. Но потом, лису поймает большой орел, который от нее получит все необходимые питательные элементы. Орла же может поймать крупный хищник, например, рысь или волк. И так такая цепочка может продолжаться до бесконечности.

Микроорганизмы – трава – мышь – лисица – орел – рысь.

Лес:

Что ни говори, но цепь питания может быть менее жестокой, если можно так сказать и более короткой. Даже, так скажем – цикличной.

Возьмем все те же растения. Они получают питательные вещества из почвы, а почва «питается» перегноем. Так, когда заяц съест траву, его организм ее переварит и частично вернет в землю. Смешиваясь с листьями, получается перегной, который так важен для почвы. 

Модель следующая: Перегной – почва – трава – заяц – перегной.

Тундра:

Через почву червяк получает пищу, его питательные элементы переходят в организм кроту, которого вполне может съесть голодный тундровый волк.

Модель получается такая: Почва – червь – крот – волк.

Степь:

Раз это степь, то в круговороте точно должны присутствовать растения, поэтому составим следующую пищевую модель:  Травы – хомяк – гадюка – сова.

Приведенные схемы могут быть полезны для младших классов в изучении окружающего мира.

Проектирование цепей источника питания - от простейшего до самого сложного

В статье подробно рассказывается, как спроектировать и построить хорошую схему источника питания рабочего стола, начиная с базовой конструкции и заканчивая достаточно сложным источником питания с расширенными функциями.

Проектирование рабочего места Не обойтись без источника питания

Будь то новичок в области электроники или опытный инженер, всем необходим этот незаменимый элемент оборудования, называемый блоком питания.

Это связано с тем, что никакая электроника не может работать без питания, а точнее, источника постоянного тока низкого напряжения, а блок питания - это устройство, которое специально предназначено для выполнения этой цели.

Если это оборудование так важно, то для всех в этой области становится обязательным изучить все мельчайшие подробности этого важного члена электронного семейства.

Давайте начнем и узнаем, как спроектировать схему источника питания, сначала простейшую, вероятно, для новичков, которые сочтут эту информацию чрезвычайно полезной.
Базовая схема источника питания требует трех основных компонентов для обеспечения желаемых результатов.
Трансформатор, диод и конденсатор.Трансформатор - это устройство, которое имеет два набора обмоток: первичную и вторичную.

Сеть 220 В или 120 В подается на первичную обмотку, которая передается на вторичную обмотку для создания там более низкого индуцированного напряжения.

Низкое пониженное напряжение, доступное на вторичной обмотке трансформатора, используется для предполагаемого применения в электронных схемах, однако, прежде чем это вторичное напряжение может быть использовано, его необходимо сначала выпрямить, то есть напряжение должно быть преобразовано в постоянный ток. первый.

Например, если вторичная обмотка трансформатора рассчитана на 12 вольт, то полученные 12 вольт от вторичной обмотки трансформатора будут 12 вольт переменного тока через соответствующие провода.

Электронная схема никогда не может работать с переменным током, поэтому это напряжение должно быть преобразовано в постоянное.

Диод - это одно устройство, которое эффективно преобразует переменный ток в постоянный, есть три конфигурации, с помощью которых могут быть сконфигурированы основные конструкции источника питания.

Использование одного диода:

Самая простая и грубая форма конструкции источника питания - это тот, в котором используется один диод и конденсатор.Поскольку один диод выпрямляет только половину цикла сигнала переменного тока, для этого типа конфигурации требуется большой конденсатор выходного фильтра для компенсации вышеуказанного ограничения.

Фильтрующий конденсатор гарантирует, что после выпрямления на участках падения или убывания результирующей схемы постоянного тока, где напряжение имеет тенденцию к падению, эти участки заполняются и покрываются накопленной энергией внутри конденсатора.

Вышеупомянутая компенсация за счет накопленной энергии конденсаторов помогает поддерживать чистый выход постоянного тока без пульсаций, что было бы невозможно только с помощью диодов.

Для конструкции источника питания с одним диодом вторичная обмотка трансформатора должна иметь только одну обмотку с двумя концами.

Однако вышеупомянутая конфигурация не может считаться эффективной конструкцией источника питания из-за ее грубого полуволнового выпрямления и ограниченных возможностей формирования выходного сигнала.

Использование двух диодов:

Использование пары диодов для создания источника питания требует трансформатора с центральной вторичной обмоткой с ответвлениями. На схеме показано, как диоды подключаются к трансформатору.

Хотя два диода работают в тандеме и охватывают обе половины сигнала переменного тока и производят двухполупериодное выпрямление, используемый метод неэффективен, поскольку в любой момент используется только одна половина обмотки трансформатора. Это приводит к плохому насыщению сердечника и ненужному нагреву трансформатора, что делает этот тип конфигурации источника питания менее эффективной и обычной конструкцией.

Использование четырех диодов:

Это лучшая и общепринятая форма конфигурации источника питания с точки зрения процесса выпрямления.

Продуманное использование четырех диодов делает работу очень простой, достаточно всего лишь одной вторичной обмотки, насыщение сердечника идеально оптимизировано, что приводит к эффективному преобразованию переменного тока в постоянный.

На рисунке показано, как создается двухполупериодный выпрямленный источник питания с использованием четырех диодов и конденсатора фильтра с относительно низким номиналом.

Этот тип диодной конфигурации широко известен как мостовая сеть. Возможно, вы захотите узнать, как построить мостовой выпрямитель.

Все вышеперечисленные конструкции источников питания обеспечивают выходы с обычным регулированием и поэтому не могут считаться идеальными, они не обеспечивают идеальных выходов постоянного тока и поэтому нежелательны для многих сложных электронных схем. Кроме того, эти конфигурации не включают функции управления переменным напряжением и током.

Однако вышеупомянутые функции могут быть просто интегрированы в вышеуказанные конструкции, а не в последнюю двухполупериодную конфигурацию источника питания за счет введения одной ИС и нескольких других пассивных компонентов.

Использование IC LM317 или LM338:

IC LM 317 - очень универсальное устройство, которое обычно объединяется с источниками питания для получения хорошо регулируемых и регулируемых выходов напряжения / тока. Несколько примеров схем источника питания, использующих эту микросхему

Поскольку указанная выше микросхема может поддерживать максимум 1,5 А, для более высоких выходных токов можно использовать другое подобное устройство, но с более высокими номиналами. IC LM 338 работает точно так же, как LM 317, но может выдерживать ток до 5 ампер.Ниже показан простой дизайн.

Рисование принципиальных схем непосредственно в Word